Тю́тчев Фёдор Иванович (1803-1873), русский поэт, член-корреспондент Петербургской АН (1857). В философской лирике Тютчева - мотивы трагической раздвоенности души, мятущейся между верой и безверием, приобщённостью к высшим, «божественным» сферам бытия и обречённостью на земное («дольнее») существование, одиночества в социуме и потерянности в мироздании; темы «хаоса» и «бездны», пророческих откровений, бесследности жизни, памяти и страдания. В стихах о любви - обнажённая беспощадность самоанализа (в том числе «Денисьевский цикл»). В тяготеющей к панславизму публицистике (статьи «Россия и революция», 1849, «Папство и римский вопрос», 1850) усматривал связь между развитием индивидуализма и разрушительными революционными процессами в Европе.
* * *
ТЮТЧЕВ Федор Иванович - ТЮ́ТЧЕВ Федор Иванович [23 ноябрь (5 декабря), 1803, с. Овстуг Орловской губернии, ныне Брянской обл. - 15 (27) июля 1873, Царское Село, ныне г. Пушкин Ленинградской обл.], русский поэт, член-корреспондент Петербургской АН (1857).
Происходил из древнего дворянского рода. Детство провел в подмосковном поместье Троицкое и в Орловской губернии в селе Овстуг. В семье царила патриархальная атмосфера, что однако же не мешало увлечению модным в то время французским языком. Первым учителем Тютчева был выпускник семинарии С. Е. Амфитеатров, известный под фамилией Раич. Он заражал ученика своим интересом к лучшим образцам античной литературы, и в тринадцать лет Тютчев уже с успехом переводил оды Горация (см. ГОРАЦИЙ) и писал стихи собственного сочинения под сильным влиянием латинской классики («На новый 1816 год», за это стихотворение юный Тютчев в 1818 был удостоен звания сотрудника Общества любителей российской словесности (см. ОБЩЕСТВО ЛЮБИТЕЛЕЙ РОССИЙСКОЙ СЛОВЕСНОСТИ); и др.). В 1819-1821 Тютчев проходил обучение на словесном отделении Московского университета. До этого два года посещал курс А. Ф. Мерзлякова (см. МЕРЗЛЯКОВ Алексей Федорович) в качестве вольнослушателя. В университете коротко сошелся с М. П. Погодиным (см. ПОГОДИН Михаил Петрович), с которым его связывали дружеские отношения. Поэзия студенческих лет отмечена увлечением немецким романтизмом («Урания», 1820, переложение элегии Ламартина (см. ЛАМАРТИН Альфонс) «Уединение», 1820). В 1822 Тютчев был зачислен на службу в Государственную коллегию иностранных дел и в том же году отправился в Мюнхен.
Дипломатическая карьера Тютчева не была особенно успешной, тем не менее за границей Тютчев провел более 20 лет, большую часть этого времени - в Мюнхене. Именно там в 1826 состоялась его свадьба с баварской аристократкой Элеонорой Петерсон. Здесь же он познакомился с Ф. Шеллингом (см. ШЕЛЛИНГ Фридрих Вильгельм), Г. Гейне (см. ГЕЙНЕ Генрих), произведения которых с энтузиазмом переводил на русский («На севере мрачном, на дикой скале...» и др.), Л. Кленце (см. КЛЕНЦЕ Лео фон), В. Каульбахом (см. КАУЛЬБАХ Вильгельм) и другими представителями литературно-художественных кругов тогдашней Германии. В первое десятилетие мюнхенской жизни (1820-30-е гг.) были написаны самые знаменитые тютчевские стихи: «Весенняя гроза» (1828), «Silentium!» (1830), «Как океан объемлет шар земной…» (1830), «Фонтан» (1836), «Не то, что мните вы, природа...» (1836), «О чем ты воешь, ветр ночной?..» (1836) и др. Однако широкая известность пришла к поэту лишь в 1836, когда в «Современнике (см. СОВРЕМЕННИК (название журналов))» было опубликовано 16 стихотворений под заглавием «Стихотворения, присланные из Германии». Это была первая крупная публикация поэта. В 1833 начался его роман с Эрнестиной Дернберг, получивший громкую огласку, разразившийся скандал стал причиной перевода Тютчева в Турин (1837) на должность старшего секретаря русской миссии. В 1838 умерла жена поэта. В 1839 Тютчев венчался в Берне с Э. Дернберг и в том же году за самовольную отлучку был уволен из Министерства иностранных дел и лишился звания камергера.
В 1841 состоялось знакомство Тютчева с деятелем чешского национального возрождения Вацлавом Ганкой, оказавшее на поэта большое влияние. С этого времени идеи славянофильства (см. СЛАВЯНОФИЛЫ) и объединения славянских народов приобрели явственное звучание в публицистике и политической лирике поэта. Деятельность Тютчева, направленная на повышение авторитета России за границей, снискала одобрение Николая I, и в 1844 Тютчеву было возвращено звание камергера и место в Министерстве. С 1848 занимал должность старшего цензора. Несмотря на отсутствие поэтических публикаций и громкой известности, Тютчев стал заметной фигурой в петербургских литературных кругах: Н. А. Некрасов (см. НЕКРАСОВ Николай Алексеевич) восторженно отзывался о его творчестве и ставил в один ряд с лучшими поэтами-современниками, А. А. Фет (см. ФЕТ Афанасий Афанасьевич) привлекал его произведения в качестве доказательства существования «философской поэзии», поэзии мысли, остающейся при этом чистым искусством. В 1854 вышел первый сборник поэта, в который наряду со старыми стихами 1820-30-х гг. вошли и новые, написанные в начале 1850-х гг. и посвященные преимущественно молодой возлюбленной Тютчева Елене Денисьевой, почти ровеснице его дочери («Я очи знал, - о, эти очи!..», 1851; «Последняя любовь», 1851-1854; и др.). Страстный и мучительный (свет открыто осуждал эту связь и отказывался принимать Денисьеву) роман длился 14 лет вплоть до 1864, когда Елена скончалась от туберкулеза. Тютчев очень болезненно переживал эту утрату, откликом на несчастье стали стихи т. н. денисьевского цикла - вершина любовной лирики поэта («Весь день она лежала в забытьи...», 1864 «Есть и в моем страдальческом застое...», 1865; «Накануне годовщины 4 августа 1865 г.», 1865; «О, этот Юг, о, эта Ницца!..»; и др.). Вторая половина 1860-х гг. стала роковой для Тютчева: в 1864 вслед за Денисьевой умерла их общие дочь и годовалый сын, через год - мать поэта, в 1870 - старший сын Дмитрий и брат Николай, а в 1872 - младшая дочь Мария. В 1872 состояݐؐՠздоровья поэта стало заметно ухудшаться и в июле 1873 он скончался от апоплексического удара.
В 1920 в усадьбе Мураново был открыт музей его имени.
Все творчество поэта пронизано идеями натурфилософии (см. НАТУРФИЛОСОФИЯ): природа в его произведениях никогда не бывает просто декорациями, на фоне которых развивается действие, или аллегорическим воплощением какой-либо философской концепции. Тютчевская природа - это природа первобытных стихий, неупорядоченности и хаоса, бездна, на краю которой обречен жить человек. Поэт пытается постичь основы мироздания, онтологическое значение бытия, определить место человека в природном хаосе. В центре внимания оказывается противопоставление хаоса и космоса - природы и разума, безудержной стихии и индивида. При этом хаос не воспринимается как однозначное зло, напротив, стихия завораживает и притягивает поэта, и невозможность слиться с ней становится трагедией. Трагедия человеческого бытия заключается в неспособности достижения гармонии с природой, частью которой он является, в необходимости продолжать диалектическую бессмысленную борьбу с мировым целым, ощущении мучительного разлада.